Импортозамещение в логистике: переход на российское программное обеспечение

5 минут на чтение

15 августа 2024

В 2022 году большинство американских и европейских ИТ-вендоров в области логистики покинули рынок, перестав обслуживать российских клиентов и продавать лицензии. Многим отечественным бизнесам и «дочкам» западных компаний пришлось оперативно искать замену прежним системам и внедрять новое ПО.

Спустя два года процесс перехода на отечественное ПО для автоматизации логистики еще не завершился, а на рынке продолжают появляться новые поставщики и бренды. Какие шаги нужно предпринять компаниям, столкнувшимся с уходом западного ИТ-партнера? Какие российские аналоги почти не уступают по уровню ведущему зарубежному ПО? В чем преимущества использования отечественного ПО для автоматизации логистики?

Иван Смирнов

Иван Смирнов

эксперт-консультант департамента «Логистика»

Виды программного обеспечения для логистики

На мировом рынке существует ПО для автоматизации практически всех логистических процессов. Перечислим его основные виды:

1


Складская логистика:

  • система управления складом (Warehouse Management System) — позволяет автоматизировать управление складом. WMS включают функциональность для учета складских операций, а также обладают возможностями для слотирования, контроля выработки сотрудников, планирования поставок и отгрузок и анализа эффективности склада.
  • система управления двором (Yard Management System) — помогает управлять процессами на территории складского комплекса. Посредством YMS можно фиксировать прибытие транспортных средств, контролировать их перемещения по двору, назначать доки. YMS помогает эффективно управлять движением транспорта, чтобы предотвратить очереди на погрузку.

1


Транспортная логистика:

  • система управления транспортом (Transportation Management System) — помогает автоматизировать управление доставкой груза. TMS включают возможности для планирования перевозок (маршрутизации, выбора поставщика транспортных услуг) и отслеживания местонахождения транспорта в пути.

1


Управление цепями поставок:

  • система планирования цепей поставок (Supply Chain Planning) — помогает реализовать системный стратегический подход к организации входящих в цепочку поставок производственных и логистических процессов.
  • система управления международными мультимодальными перевозками (Supply Chain Execution/Supply Chain Management) — позволяет управлять перевозками объемных грузов, которые доставляются с использованием нескольких видов транспорта.
  • система планирования и прогнозирования пополнения (Replenishment Planning and Forecasting) — помогает рассчитывать оптимальные объемы поставок и предотвращать ситуации недостатка или переизбытка товара, анализирует динамику продаж с учетом сезонности и акций, выявляет уровень обеспеченности товарами и потребность в пополнении и автоматически формирует заказ на закупку поставщику.
  • система управления заказами (Order Management System) — предусматривает функциональность для централизации и автоматизации управления всеми аспектами работы с заказами от их получения и до отправки клиенту.

В этой статье мы расскажем про импортозамещение лишь некоторых классов ПО: WMS, TMS, SCE и SCM.

Что делать после ухода зарубежных поставщиков ПО

Первое, что нужно предпринять бизнесу, который столкнулся с уходом вендора, — проанализировать, в каком состоянии находится ПО на текущий момент. При этом важно обратить внимание на следующие аспекты:

  1. моральное устаревание ИТ-инфраструктуры — в каком состоянии находятся оборудование и базовое ПО, на котором работает система?
  2. соответствие требованиям бизнеса — позволяет ли ПО адаптироваться к текущим внешним вызовам? ограничивает ли оно рост бизнеса в настоящий момент?
  3. возможность поддержать планы по развитию — потребует ли ПО в течение ближайших 3-5 лет существенных доработок? сможет ли оно развиваться с той регулярностью и в таком объеме, чтобы отвечать потребностям бизнеса?
  4. команда развития — есть ли ИТ-партнер, который готов развивать ПО? насколько он компетентен и может ли делать необходимые доработки в заявленные сроки? какова вероятность, что через несколько лет команда продолжит оказывать эти услуги? если она не сможет развивать ПО, где еще можно найти кадры?                                           

    ❗️ Компании с типовыми логистическими процессами, как правило, не нуждаются в существенных доработках ПО для автоматизации управления логистикой. В таком случае возможность решения оперативно развиваться и наличие команды, которая способна оказывать соответствующие услуги, не имеют большого значения.

  5. качество обслуживания и техподдержки — продолжает ли прежняя команда оказывать обслуживание и поддержку? она решает все проблемы или только их часть? есть ли в России специалисты, которые могут взять на себя эти задачи?
  6. стоимость владения — не привел ли уход поставщика к резкому повышению платы за обслуживание, развитие и техподдержку?

Собрав данные и ответив на эти вопросы, нужно составить Scoreboard. Это поможет оценить перспективы дальнейшего использования ПО.

Второй шаг — принятие решения. Исходя из темпов роста бизнеса и финансовых возможностей компании нужно определить, стоит менять ли ПО и, если да, то в какие сроки. Мы работаем с предприятиями, которые продолжили использовать WMS от Manhattan Associates и после ухода вендора из России. Поскольку в стране есть специалисты, которые осуществляют поддержку и развитие системы, смысла в переходе на новую такие заказчики не видят.

Не все компании, которые испытывают потребность в замене ПО, могут себе это позволить. Внедрение влечет за собой серьезные траты, поэтому для небольших компаний подобный шаг бывает невозможен. В таком случае нужно принять меры, которые позволят максимально продлить жизненный цикл текущего ПО.

Третий шаг — выбор поставщика. Когда сформировано понимание, в какие сроки нужно внедрить новое ПО, следует собрать данные о доступных вариантах замены. На этом этапе возможны следующие пути:

  • есть ПО, которое полностью отвечает запросам бизнеса, и он приобретает лицензию;
  • есть ПО, которое соответствует базовым требованиям, но обладает существенными ограничениями. В таком случае возможны два варианта:                                                                                               
    — если бизнесу критически нужно новое ПО и он готов мириться с недостатками продукта, компания решает его внедрять;                   
    — если бизнес к этому не готов, а прежнее ПО еще работает, можно отложить проект до тех пор пока вендор не сможет удовлетворить требования;
  • подходящего ПО нет — тогда компания может подождать, когда появятся поставщики, способные выполнить его запрос.

импортозамещение в логистике

Если же бизнес приходит к выводу, что в обозримом будущем не появится ПО, которое сможет закрыть хотя бы базовые потребности, компания вынуждена обратиться к разработке с нуля. Это можно сделать двумя способами:

1


Инхаус-разработка. Компания привлекает специалистов в области логистики, аналитиков и разработчиков. Они, как правило, становятся частью команды и остаются в ней и после запуска ПО, выполняя задачи по его доработке и поддержке.

Преимущество такого подхода — возможность создать ПО с учетом индивидуальных потребностей бизнеса и независимость от внешней ИТ-команды. Однако у инхаус-разработки есть ряд недостатков. Во-первых, экспертиза, накопленная в ходе разработки, развития и поддержки такого ПО, недоступна рынку и не способствует росту общего уровня компетенции кадров в стране.

Во-вторых, средства, которые компания тратит на создание ПО, не инвестируются в рынок. При вложениях в разработку командой вендора он может выпустить продукт, который подойдет не только заказчику, но и другим компаниям в этой же сфере. Помимо этого, сотрудничество со сторонней ИТ-компанией поможет в общем повысить уровень российских специалистов.

В-третьих, инхаус-разработка не развивает конкуренцию. После выхода передового и качественного ПО у ИТ-поставщиков возникает мотивация улучшать свои решения или создавать новые, которые по своим характеристикам будут выгодно выделяться на фоне остальных. Кроме того, поставщики ПО станут заинтересованы в увеличении знаний и развитии навыков команды.

1


Заказная разработка. Компании могут обратиться за услугами по созданию ПО с нуля к сторонней ИТ-команде. В отличие от инхаус-разработки, этот подход обеспечивает рост доступной рынку компетенции — знаниями и опытом, которые специалисты накапливают в ходе создания, развития и поддержки ПО, может воспользоваться и другие игроки рынка.

В качестве недостатков разработки ПО на заказ можно назвать зависимость от команды ИТ-партнера, а также ограниченность его компетенций и знаний. Это влечет за собой риск, что при проектировании ПО не будут учтены особенности использования подобных систем на практике и после внедрения компания столкнется с непредвиденными сложностями.

Если у бизнеса нет финансовых и иных ресурсов для создания ПО, стоит пообщаться с коллегами и найти единомышленников с аналогичными проблемами. Объединившись с другими компаниями, следует сформулировать параметры желаемого ИТ-решения и обратиться к вендорам с просьбой о его разработке. Если игроки рынка аккумулируют мысли, идеи, опыт и трансформируют их в видение подходящего продукта, от этого выиграют все стороны. Поставщики смогут создавать системы, которые будут конкурентоспособны в той или иной сфере, а компании получат ПО, соответствующее их потребностям.

❗️ В России уже существуют логистические решения для различных отраслей, но часто такое ПО создается на основе опыта, приобретенного в ходе лишь нескольких проектов. Опираясь на знания о логистических процессах 3-4 предприятий, вендоры не могут разработать ПО, подходящее для большинства представителей отрасли. Это возможно сделать только при активном участии компаний.

Выбирать ПО надо не только по внешним характеристикам, но и опираясь на возможности и планы компании обеспечить внутреннюю экспертизу. Если бизнес собирается возложить задачи по развитию и поддержке ПО на поставщика, стоит найти такого партнера, который сможет уделять подобным запросам достаточно внимания. Важно, чтобы команда была готова проводить регулярные встречи, погружаться в нюансы логистики предприятия, предлагать варианты модификаций ПО, выполнять доработки и в целом сопровождать клиента на протяжении всего срока использования решения.

Известное заграничное программное обеспечение для логистов

Для автоматизации логистики существует множество решений, разработанных как зарубежными, так и отечественными вендорами. Перечислим ключевых мировых производителей ПО для логистики, которые в 2022 году прекратили сотрудничество с российскими клиентами.

Manhattan Associates — американский разработчик ПО для автоматизации логистики, предлагающий WMS-, TMS-, YMS-, OMS-, SCP- и другие решения. Manhattan Associates регулярно занимает лидирующие позиции в различных рейтингах вендоров ПО для логистики.

Oracle Corporation — американская компания, второй по величине доходов производитель ПО после Microsoft. В числе продуктов, которые предлагает разработчик, — WMS, TMS, SCP и др.

SAP SE — немецкая компания, один из ведущих в мире производителей программных продуктов для управления бизнес-процессами. В продуктовой линейке вендора есть ПО для логистики классов WMS, TMS, OMS, YMS и др.

Российские программные продукты для импортозамещения в логистике

Системы класса Enterprise

В России практически нет ПО, которое можно отнести к этому классу, поскольку ниша крупных предприятий в стране всегда была занята зарубежными вендорами и отечественные ИТ-поставщики ориентировались на средний и малый бизнес. Поэтому российские вендоры еще не сформировали компетенции, достаточные для того, чтобы создавать ПО для крупных игроков рынка, и многие из них, не найдя подходящего импортозамещения после 2022 года, прибегли к инхаус-разработке.

Решения, которые перечислены в этом разделе, находятся на нижней границе класса Enterprise, но по своим характеристикам опережают ПО класса Small-to-Medium Business.

KONCRIT|WMS разработана «КОРУС Консалтинг» и автоматизирует управление складскими процессами на производственных предприятиях, распределительных центрах маркетплейсов и компаний, осуществляющих розничную торговлю, а также логистических провайдеров. KONCRIT|WMS способна выдерживать высокие нагрузки, поддерживая более 100 000 операций в час и 1000 активных пользователей единовременно. Это сопоставимо с результатами нагрузочных тестов международных систем или превышает их показатели.

AXELOT WMS X5 является компонентом комплексной платформы управления цепочками поставок AXELOT SCM. AXELOT WMS X5 разработана на платформе «1С:Предприятие 8.3», гибко настраивается под специфику предприятия и обладает полностью открытым кодом.

AXELOT TMS X5 также составляет часть логистической платформы AXELOT SCM. AXELOT TMS X5 позволяет работать с международными поставками, поддерживает английскую и русскую локализацию «из коробки», мультивалютный учет и использует единые классификаторы.


Системы класса Small-to-Medium Business

WMS

1C:WMS охватывает базовые процессы товародвижения на складе. 1С:WMS получила большое распространение в России и обладает широкими возможностями для тиражирования и развития.

Solvo.WMS является одной из лидирующих WMS в России и относится к классу современного конфигурируемого ПО для складов любого типа и назначения. Максимальная производительность — более 500 000 строк заказов в сутки.

EME.WMS обеспечивает автоматизацию управления складскими операциями и поддерживает распределенные сети складов. Продукт считается одним из самых передовых в сегменте SMB.

Также к классу Small-to-Medium Business относятся решения Sevco WMS, InStock WMS, TopLog WMS.

TMS

1С:TMS используется для управления перевозками по цепи «поставщик — склад — клиент». 1С:TMS подходит для бизнесов, занимающихся перевозкой грузов различными видами транспорта (уномодальные, мультимодальные и интермодальные перевозки).

«Мегалогист TMS» — программный продукт, построенный на базе платформы 1С. Поддерживаются все торговые конфигурации 1С: УНФ, «Управление торговлей», «Комплексная автоматизация», УПП, ERP. «Мегалогист TMS» ориентирован на производственные предприятия, дистрибьюторов, 3PL-операторов, торговые сети и интернет-магазины.

Pooling Plus — облачная TMS, которая обеспечивает управление доставкой на всех этапах, ориентирована на компании, работающие в сегменте FMCG, и предоставляется по SaaS-модели. Pooling Plus предназначена для клиентов любого масштаба, в том числе крупных (десятки тысяч рейсов в месяц, сотни перевозчиков, сложные тарифные матрицы, большой объем архивных документов).


SCE и SCM

Поскольку такой класс ПО востребован в первую очередь среди крупного бизнеса, в нише SMB он не получили большого развития. По этой причине отечественное ПО для управления цепями поставок охватывает лишь часть функциональности полноценных SCE и SCM.

На платформе AXELOT SCM объединены все ключевые решения Axelot для управления товародвижением по логистической сети предприятия, заказами, прогнозирования и планирования в цепях поставок, управления складскими процессами, международными, региональными и местными перевозками разными видами транспорта.

Solvo.SCE представляет собой единую технологическую платформу, на базе которой объединены все главные продукты «СОЛВО» для автоматизированного управления портами, грузовыми терминалами, многопрофильными перегрузочными комплексами и складами всех типов.

Visary SCM автоматизирует весь закупочный цикл от изготовления до транспортировки товара в необходимом количестве и в установленные сроки.

импортозамещение по в логистике

Преимущества перехода на отечественное программное обеспечение для логистов

В переходе на отечественное ПО для автоматизации логистики есть ряд достоинств.

Во-первых, со временем в России появляется всё больше вендоров ПО для логистики. Благодаря этому создается конкурентная среда и поставщики стремятся улучшать качество продуктовой линейки.

Во-вторых, ПО, разработанное с учетом особенностей отечественного рынка, позволяет избежать проблем, связанных с несоответствием характеристик конечных продуктов ожиданиям бизнеса. К таким характеристикам можно отнести функциональные и интеграционные возможности, эксплуатационные качества (простота освоения, гибкость, адаптивность, надежность, производительность).

В-третьих, поскольку увеличивается количество вендоров, растут число и профессиональный уровень специалистов, способных оказывать услуги по развитию и техподдержке ПО. Это приводит к тому, что выбор ИТ-партнеров становится шире, — компании могут обращаться к тем командам, которые предлагают наиболее подходящие условия сотрудничества. Кроме того, благодаря обилию кадров бизнес чувствует себя более уверенно при планировании будущего.

Четвертое достоинство — отсутствие культурного и языкового барьера при общении с ИТ-партнером. Отечественные компании привыкли к тому, что при внедрении логистические решения максимально адаптируются к потребностям бизнеса. В западных странах компании тщательно считают, как скоро смогут окупить вложения в доработки, и часто пытаются выстроить логистические процессы так, чтобы вносить в функциональность ПО минимальные изменения.

Пятый плюс перехода на отечественное ПО — технологическая доступность компонентов ИТ-архитектуры. Некоторые западные вендоры используют базовое ПО (ОС, СУБД, серверы приложений, среды разработки и т.п.), которое российские компании приобрести не могут.

Заключение

Импортозамещение ПО для логистики — процесс, требующий тщательного планирования. При замене системы нужно как следует продумать критерии будущего решения, глубоко изучить рынок, чтобы отдать предпочтение надежному поставщику, и подготовить команду к переходу на новое ПО.

Чтобы не совершить ошибку при выборе вендора, можно обратиться к ИТ-компании, которая обладает опытом внедрения различных логистических систем. Специалисты предложат наиболее подходящее ПО исходя из индивидуального запроса и расскажут о нюансах адаптации продукта к особенностям логистических процессов.

Материал оказался полезным?

Оставьте почту и мы пришлем его в формате .pdf

Заявка отправлена

Мы пришлем вам материал

Поделиться новостью