Надежность в приоритете: почему бизнес выбирает перевозки отдельным транспортом
На фоне скромного, но продолжающегося роста индекса промышленного производства и перетока грузов с железной дороги на автомобильный транспорт перевозки выделенным транспортом (FTL) становятся все более востребованными для бизнеса. О ключевых тенденциях рынка — в материале.
Дорогами стабильнее
Министерство экономического развития России ожидает ускорения роста автомобильных грузоперевозок в 2025 году. Согласно прогнозу на 2026 год и плановый период до 2028-го, объем перевезенных автотранспортом грузов увеличится на 2,8%, достигнув 6,97 млрд тонн.
В номинальном выражении ведомство оценивает будущий показатель в 6,968 млрд тонн. Аналогичная динамика прогнозируется и для грузооборота: его прирост также составит 2,8%, а результат приблизится к 0,4 трлн тонно-километров (точный расчет — 398,3 млрд тонно-километров). Основными драйверами роста, как следует из документа, станут стабилизация логистических маршрутов, наращивание импортных поставок по южному и восточному направлениям, а также восстановление ранее сдержанного потребительского спроса. В Минэкономразвития подчеркивают, что в среднесрочной перспективе автомобильный транспорт продолжит укреплять свои позиции в общей системе грузоперевозок страны.
Динамика данного сегмента логистики объясняется еще несколькими причинами. Во-первых, опрошенные Review эксперты называют увеличение индекса промышленного производства на 0,8% в январе — июле 2025 года к аналогичному периоду 2024 года (по данным Росстата). Во-вторых, значительное сокращение объема железнодорожных перевозок на 7,1% (за восемь месяцев 2025 года, согласно данным РЖД), что привело к переориентации части грузопотоков на автотранспорт.
Среди тенденций аналитики и игроки рынка называют сокращение предложения. В 2025 году прогнозируется уход с рынка многих малых и средних игроков, особенно тех, кто увеличил свой парк за счет приобретения фур по завышенной стоимости в 2023 году на фоне взрывного роста рынка автоперевозок, что создает дефицит, компенсируемый крупными операторами.
При этом текущий год можно условно разделить на две части: первая половина стала продолжением кризиса с отдельными признаками восстановления, тогда как вторая знаменует собой постепенное восстановление объемов и стабилизацию цен.
Алексей Иванов
владелец сети дилерских центров коммерческого транспорта «Альянс Тракс»
«Рынок FTL проходит фазу восстановления. Если в январе — феврале мы наблюдали падение спроса на 20–30%, то с мая ситуация изменилась. Индикатор баланса спроса и предложения "Атракса" достиг +31, что означает устойчивый дефицит свободного транспорта»
Дарья Швандар
оцент РЭУ им. Плеханова
«В период восстановления логистики после пандемии был настоящий бум грузоперевозок, который характеризовался высоким спросом и низким предложением. Перевозки FTL были настолько востребованы, что количество транспортных компаний резко увеличилось в этом сегменте. Затем резко сократились внешнеторговые поставки из-за санкционных ограничений, в результате грузов сегодня не хватает для полной загрузки всех перевозчиков. Тарифы на перевозки сбивают китайские перевозчики, которых поддерживает их правительство через систему лизинга, субсидирования, льготного налогообложения. В системе тарифообразования у российских перевозчиков отразились инфляционный рост цен на топливо и тарифов платных дорог, влияние ключевой процентной ставки на условия лизинга, обязательные выплаты по системе "Платон". Появление новых инструментов государственного регулирования в России, таких как снижение лимита патентной системы налогообложения, обязательная регистрация в системе "ГосЛог", электронная транспортная накладная (ЭПД), способствовало перестройке рынка перевозчиков: часть из них ушла с рынка, часть приспособилась к новым условиям. Важной составляющей становится операционная эффективность FTL-перевозчиков»
Скорость и предсказуемость
Рынок грузоперевозок в России сталкивается с ростом операционных расходов, дефицитом водителей и повышенными требованиями клиентов к срокам. Бизнес выбирает FTL-перевозки как более надежный и предсказуемый инструмент.
ГК «Деловые Линии»
«В нынешних условиях бизнес ищет не столько минимальную стоимость, сколько гарантии соблюдения достигнутых условий подачи машин и сохранности груза, которые и обеспечивает отдельный транспорт. Такой способ доставки оперативен за счет доступности автотранспорта и широкой географии его применения. Также есть возможность зафиксировать тариф на длительный срок и застраховать груз»
Опрошенные аналитики добавляют, что безопасность груза и соблюдение сроков становятся критически важными параметрами, напрямую влияющими на репутацию и непрерывность цепочек поставок самих грузовладельцев.
Андрей Чмырев
функциональный архитектор логистической платформы KONCRIT
«Происходит переход FTL-рынка на новую модель: взамен долгосрочных контрактов растет доля разовых сделок с гибкими маршрутами. Это повышает требования к эффективности логистики, но в перспективе должно привести к более устойчивому рынку»
«Активно растут перевозки на юг: в Краснодарский край, Ростовскую область, Ставрополье, где сейчас сезон сельхозперевозок. Господдержка перевозок на Дальний Восток и в Сибирь также открывает новые возможности»,— указывает господин Иванов. По его словам, запрос формируют ключевые отрасли: сельское хозяйство, e-commerce и производство продуктов питания, где важны скорость и сохранность.
Андрей Чмырев
функциональный архитектор логистической платформы KONCRIT
«На востоке, за Новосибирском, объемы меньше из-за меньшей концентрации промышленных объектов. Отдельный всплеск активности мы видели на границе с Китаем в апреле и мае этого года — его спровоцировали регуляторные изменения, позволившие китайским компаниям временно участвовать во внутренних перевозках. Это усилило конкуренцию и оказало заметное давление на рынок: поступали многочисленные заявления о демпинге, цены на перевозки начали снижаться»
FTL-перевозки востребованы у большинства отраслей, например, в химической и пищевой промышленности, среди производителей товаров народного потребления, продуктов питания, строительных материалов. «Это инструмент обеспечения бесперебойности бизнес-процессов для тех, кому критичны сохранность, срочность или особые условия перевозки»,— подчеркивает госпожа Швандар.
60–70% заказов в FTL-логистике приходится на спотовые перевозки, когда транспорт требуется «здесь и сейчас». «В моменте можно поймать хорошую цену, но при большом объеме перевозок постоянный поиск машины и срочность ведут к риску переплаты»,— пояснили в пресс-службе «Деловых Линий». Крупные клиенты, нуждающиеся в регулярных перевозках, чаще выбирают работу в формате гарантированной подачи транспорта по графику или заказывают машины с водителем на срок от нескольких дней — это обеспечивает фиксированный тариф и своевременный вывоз груза.
Рост интереса к малотоннажному транспорту
Фуры остаются основой магистральных перевозок, формируя каркас межрегиональных поставок, в то время как малотоннажный транспорт берет на себя функцию гибкой доставки внутри регионов. Сегмент активно развивается под влиянием роста электронной торговли, требований к ускоренной доставке и ограничений для крупногабаритного транспорта в городах. Этот формат решает ключевые операционные задачи: обеспечивает доставку «последней мили», снижает издержки при работе с малыми партиями, повышает гибкость маршрутов и сокращает сроки доставки до формата «день в день», пояснили в ГК «Деловые Линии». Дополнительными преимуществами становятся оптимизация логистики специализированных складов, упрощение возвратов и поддержка динамического управления запасами. В условиях растущей конкуренции и урбанизации малотоннажная доставка превращается в стратегический инструмент повышения клиентской лояльности и эффективности управления ресурсами.
Такие перевозки удобны еще и тем, что заказ автомобиля доступен сразу с водителем от четырех часов. При этом клиенту предлагается и широкий спектр дополнительных услуг. Например, погрузо-разгрузочные работы с учетом специфики перевозки. При необходимости предлагаются услуги номенклатурного пересчета мест, отслеживания транспорта на маршруте, а также услуги страхования.
В целом крупные перевозчики укрепляют рыночные позиции за счет комплексных предложений, включающих гарантированную подачу транспорта, фиксацию тарифов и широкое географическое покрытие. Наряду с базовыми услугами крупные компании предлагают страхование грузов и другие сервисы, обеспечивающие надежность логистических цепочек. Скорее всего, бизнес будет все больше обращать внимание на сегмент выделенного транспорта как на самый предсказуемый и надежный способ решения важных транспортных задач. В свою очередь, перевозчики будут и дальше развивать свои сервисы, учитывая основные потребности клиентов.
Оставьте почту и мы пришлем его в формате .pdf
Мы пришлем вам материал
Похожие статьи
27.10.2025
#статья
23.10.2025
#статья
22.10.2025
#статья
29.09.2025
#статья
15.09.2025
#статья
09.09.2025
#статья