TMS: планирование маршрутов или управление транспортом?

9 минут на чтение

13 февраля 2020

Большинство систем управления транспортом, представленных на российском рынке TMS решают достаточно широкий спектр задач. Они ориентированы на упрощение работы планировщика, диспетчера - позволяют сформировать оптимальные маршруты , автоматизировать процессы, но не поддерживают долгосрочного планирования. Как правило, подобные TMS децентрализованы и не нацелены на работу со сложными процессами, не дадут ответов на вопросы такого плана: как сбалансировать свой и наемный транспорт, возможные варианты использования ресурсов, когда подключать дополнительные ресурсы. Однако, если говорить про системы управления транспортом более высокого уровня, то спектр решаемых задач выходит за пределы планирования маршрутов. Так, например, задача решений ORTEC сводится не столько к планированию маршрутов, сколько к полноценному управлению транспортом – решению комплекса задач более высокого уровня.

Например, у вас есть сто своих машин, но для реализации доставок по заказам требуется 150 машин. В любом случае, вы должны:

  1. постараться удовлетворить заказы, используя только свои машины и минимизировать найм субподрядчиков.
  2. если у вас есть список субподрядчиков, то желательно выбрать из них максимально дешевый вариант.

Когда дело касается сотни своих машин и сотни наемных, которые могут совершать несколько рейсов в день и требуется распределить водителей, то процесс управления ресурсами существенно усложняется. Возникает дополнительная сложность, когда в процессе участвует несколько складов, несколько типов транспортных средств.

Пример из жизни. Два склада: холодильник и сухой склад, два разных типа машин. Требуется организовать вывоз товаров из холодильника, а затем вернуться и что-то привезти с сухого склада в холодильник, загрузить машину сперва с одного склада, затем с другого. И вот тут начинается сложность: как спланировать маршруты с учетом того, какая машина и куда может ехать? И с учетом того, что рейсы могут начинаться и заканчиваться в разных точках. В таком случае, вопрос оптимизации выходит за рамки одного маршрута – появляется необходимость управления ресурсами на более высоком уровне с горизонтом планирования в несколько дней. Возникает большое количество оптимизационных задач.

В случае наличия филиалов, дальних точек доставки, требуется учитывать ночевки. Как только мы говорим, что горизонт планирования составляет больше 2-3 дней и приближается к неделе, то большинство систем класса Антор уже не работают, т.к. их основная задача – построение маршрутов, в то время как ORTEC позволяет сбалансировать маршруты и использование ресурсов, составить оптимальную транспортную модель с учетом разрозненных точек, разрозненных доставок, разрозненную стоимость доставки и т.д. Причем не все простые системы на это заточены. Например, для одной машины может вестись разная тарификация: внутри КАД и за КАД, например. Система тарификации для одной машины может меняться и это важно учитывать при оптимизации транспортных процессов. Т.е. система управления транспортом должна иметь разные справочные тарифы для учета одних и тех же транспортных единиц, но которые выполняют разные задачи. Простые TMS позволят спланировать маршрут, распределить заказы с учетом ограничений, но большинство из них не ориентированы на исполнение сложных маршрутов.

Например, когда рационально загрузить полмашины на одном складе, догрузиться или перезагрузиться на другом складе, и поехать дальше? Или когда требуется на обратном пути, по окончании маршрута заехать к поставщику за товаром, перевезти что-то со склада на склад.

При этом задача маршрута может быть достаточно сложной. Например, вы можете взять холодильную машину и поехать на сухой склад, загрузить ее бакалеей, перевезти, а потом включить рефрежератор и загрузить ее молоком - перевезти продукцию на холодный склад. Это реальные задачи, которые тяжело решить оперативно без специализированных систем управления транспортом. Система управления транспортом ORTEC– это не просто TMS для построения маршрута, а система планирование транспорта и персонала в широком понимании с учетом долгосрочного планирования.

Или второй момент - динамический характер управления. Вы построили маршрут, спланировали доставки, но в пути что-то пош ло не так – и водитель должен принимать решение самостоятельно, что делать, куда ехать. В случае с курьерами, количество доставок может превышать несколько десятков точек – в такой ситуации перестроить маршрут с учетом приоритетов сможет даже не каждая система. Надо понимать ранжирование: важный или не важный клиент (первоочередные доставки, с наименьшими штрафными санкциями, по сумме заказа, по статусу клиента). Водитель не может все это держать в голове. Поэтому важность и отличие решений ORTEC в том, что они позволяют осуществлять не только маршрутизацию транспорта, но диспетчеризацию, оперативно реагировать на дорожные ситуации.

В идеале, мы говорим, что у водителя есть мобильное рабочее место (комп, мобильный, планшет), на него приходят задания, с него производится подтверждение статуса выполнения задания. Система анализирует изменения на маршруте и предлагает коррективы, рекомендации с учетом приоритетов и задач. Планировщик принимает решение, корректирует вручную, если это требуется (например, строгие сроки доставки, особые условия) – водитель получает указания и не держит в голове весь объем информации. Таким образом оперативное получение обратной связи при выполнении маршрута позволяет осуществлять динамическое управление в ходе выполнения маршрута.

Материал оказался полезным?

Оставьте почту и мы пришлем его в формате .pdf

Заявка отправлена

Мы пришлем вам материал

Поделиться новостью