Как голосовое управление на складе дало толчок интенсивному развитию: проект создания системы управления складом
КОРУС Консалтинг Manhattan

Лидеры в управлении цепочками поставок и управлении складом

Как голосовое управление на складе дало толчок интенсивному развитию: проект создания системы управления складом

В 2010 г. компания «Уренхольт» завершила строительство нового распределительного центра общей площадью 11 000 кв.м. в Московской области и ввела его в эксплуатацию. Чуть позже руководство компании приняло решение об автоматизации работы нового складского комплекса на платформе Manhattan SCALE и об интеграции WMS-системы с системой голосового управления Vocollect Voice. О том, как проходил проект, читайте в нашем кейсе.

Действующие лица и исполнители

«Уренхольт» — один из крупнейших дистрибьюторов продуктов питания на российском рынке. Компания входит в международный холдинг Uhrenholt A/S, основанный в 1978 г. в Дании и работающий на рынках более 20 стран мира. Ежегодный оборот холдинга составляет €550 млн. Партнерами компании «Уренхольт» являются практически все крупные игроки в сегменте HoReCa и ретейле.
«Уренхольт» успешно осуществляет дистрибуцию товаров нескольких продуктовых категорий: молочные и мясные продукты, замороженные полуфабрикаты, хлебобулочные и кондитерские изделия, бакалея, морепродукты. В каждой из этих категорий присутствует продукция известных мировых брендов.
Высокие требования к качеству товаров и оказываемых услуг предопределили и подход компании к организации складских процессов.

Как все начиналось

В 2010 г. компания «Уренхольт» завершила строительство распределительного центра общей площадью 11 тыс. м² в Чеховском районе Московской области и ввела его в эксплуатацию. В новых стенах — новая жизнь: руководством компании было принято решение о внедрении системы голосового управления и комплексной автоматизации работы складского комплекса. Проведя мониторинг предложений на российском рынке систем управления складов, изучив опыт автоматизации складов европейских филиалов холдинга, руководство компании «Уренхольт» приняло решение о внедрении WMS - системы Manhattan SCALE и ее дальнейшей интеграции с системой голосового управления Vocollect Voice. В феврале 2011 г. новый склад «Уренхольт» начал свою работу — все складские операции распределительного центра осуществлялись под управлением WMS с использованием терминалов голосового управления.
Партнером по внедрению системы выступил IT-интегратор «КОРУС Консалтинг» (эксклюзивный партнер Manhattan Associates на территории России и стран СНГ).

Почему голосовые технологии?

Системы голосового управления приобретают все большую популярность среди российских компаний. И на то есть ряд причин: во-первых, использование системы голосового управления на складе позволяет существенно увеличить продуктивность всех складских операций, повысить точность отбора, улучшить эргономику склада; во-вторых, такого рода системы дают возможность снизить затраты на обучение персонала и выйти на принципиально новый уровень развития. Голосовое управление на складе осуществляется при помощи переносных терминалов Voice. Система принимает выдаваемые WMS задачи и передает сотрудникам пошаговые голосовые инструкции. Терминал голосового управления преобразует данные в речевые команды, направляя сотрудника к определенному проходу или ячейке для отбора необходимого товара. Работнику не приходится изучать комплектовочные листы, его внимание концентрируется на выполнении задания, чем достигается значительное сокращение количества ошибок комплектации и ускорение процесса обработки каждой строки заказа.
Голосовые технологии особенно эффективны на складах с широкой номенклатурой товара, особыми температурными режимами, там, где предполагается большой объем ручного отбора (пикинга). Практика показала, что новому сотруднику достаточно одного рабочего дня для того, чтобы освоить работу с голосовым терминалом и полноценно выполнять обязанности работника склада.

Технологические нюансы

Уникальные характеристики конкретного бизнеса зачастую отражаются и на организации складских процессов. Распределительный центр в Московской области имеет несколько мультитемпературных зон: сухой склад, в котором поддерживается температура до +20°, зона холодильника с температурой до +4°, зона заморозки с температурой до –18° и, наконец, зона глубокой заморозки, в которой продукты хранятся при температуре –55°.
Сотрудники, за которыми закреплена та или иная зона, имеют соответствующее снаряжение. Из-за очень низкой температуры в зоне глубокой заморозки и больших перепадов температуры один «рабочий заход» составляет максимум полчаса, обычно — всего 15–20 минут. Отбор товара на мультитемпературных складах усложняется тем, что в зоне глубокой заморозки сотрудникам приходится выполнять все операции вручную, т.к. техника не выдерживает столь низких температур. Работа по формированию заказа не ограничивается территорией подсклада. После отбора продукцию перемещают в специальные накопительные блоки при каждой зоне, где происходит проверка качества и соответствия «пик-листу». В подобных условиях, когда особенно важно сконцентрировать внимание и не совершить ошибок в ходе подбора, приходит на помощь система голосового управления. В условиях низких температур работа с обычными радиочастотными терминалами затруднена, сотруднику гораздо удобнее получать и подтверждать выполнение операций голосом, чем в рукавицах нажимать клавиши терминала сбора данных (ТСД). Параллельно увеличивается производительность работы сотрудников склада, поскольку у комплектовщиков остаются свободными руки, что невозможно при традиционном использовании ТСД.

Крупным планом: описание решения

Итак, как же устроена новая система управления складом в компании «Уренхольт»?
Вход пользователя в систему голосового управления осуществляется по персональным логинам и паролям. Система автоматически настраивается на индивидуальные особенности произношения конкретного пользователя и учитывает уровень внешних шумов. После входа в систему пользователь готов приступить к выполнению заданий по подбору заказов, при этом один сотрудник может одновременно собирать несколько заказов. При обработке и анализе перечня заказов на отгрузку WMS создает задания на их сборку исходя из критериев длительности работ, совместимости товаров, вместимости тары, хрупкости, определяет набор отгрузочных единиц (тарных мест).  После этого WMS-система по wi-fi посылает голосовую команду на ТСД оператора (например: «Подойти к ячейке №5 седьмого стеллажа и подобрать две коробки»). Сборщик подтверждает выполнение команды, это подтверждение уходит в систему WMS, а пользователь получает следующую инструкцию. Таким образом, следуя голосовым инструкциям, сотрудник склада двигается по оптимальному маршруту сборки и перекладывает товар из ячеек в отгрузочные короба. Голосовые подтверждения выполнения инструкций отражаются в WMS, где корректируются статусы заданий и остатки товаров в ячейках склада. Специфичные диалоговые сценарии позволяют обрабатывать товары с переменным весом. Пользователь, получив задание на подбор, например, 10 кг товара, последовательно перечисляет веса подобранных упаковок, а система, складывая их вес, останавливает пользователя, когда достаточный вес подобран. По выполнении всех инструкций сотрудник склада получает команду на вывоз подобранных коробов в зону упаковки и отгрузки.

Аппетит приходит во время еды

Вячеслав Богатко, администратор складской системы компании «Уренхольт», признается:

«Если сравнивать, какой была WMS непосредственно после запуска, и тот функционал, которым она обладает сейчас, то очевидны заметные отличия. Что и понятно: компания «Уренхольт» постоянно развивается, стремится оптимизировать процессы, в том числе складские. В ходе двух лет эксплуатации функциональность WMS была существенно доработана. Мы ежедневно анализируем работу систем, постоянно — практически каждую неделю — вносим какие-то изменения, дополнения, которые совершенствуют систему и увеличивают производительность работы склада. Благо, Manhattan SCALE предоставляет для этого все возможности. По сути, это некий большой конструктор, который мы можем изменять и использовать сообразно нашим потребностям. Из последних изменений — внедрение технологии приемки товара по штрих-кодам. В штрих-коде зашифрованы все основные данные о товаре. Безусловно, это упрощает работу персонала и исключает возможные ошибки».

Более двух лет компания «Уренхольт» использует систему голосового управления на складе. Это достаточный срок, чтобы можно было подводить промежуточные итоги.
Как показывает ежедневная статистика, существенно увеличилась производительность персонала (количество обработанных грузов каждым сотрудником склада). В начале 2012 г. производительность сотрудника составляла порядка 300 кг/час, в конце 2012 г. эта цифра достигла значения в 800 кг/час.

Пример «Уренхольт» — не единичный. Сравните время выполнения различных операций с помощью ТСД (терминала сбора данных) и голосовых технологий в компании Х, которая также занимается дистрибуцией замороженных продуктов питания. Согласно собранной статистике, время выполнения приемки товара одним человеком с помощью ТСД составляет 3 мин. 39 сек., а с помощью «голоса» — 1 мин. 20 сек. Те же показатели для размещения груза: 4 мин. 10 сек. с ТСД, 2 мин. 12 сек. — при помощи «голоса». Время отбора товаров одним сотрудником: 4 мин. 35 сек. — с помощью ТСД и 2 мин. 35 сек. с помощью голосовых технологий. Отгрузка товара с перевешиванием занимает, соответственно, 4 мин. 25 сек. и 2 мин., без перевешивания — 3 мин. 10 сек. и 1 мин. 21 сек.

Еще один пример. В компании, занимающейся продажей автозапчастей, применение голосовой технологии отбора товара позволило сократить время выполнения одной операции в среднем на 9% даже без изменения существующих бизнес-процессов.
На примере «Уренхольт» можно сделать дополнительный вывод. В определенный момент вступает в силу «закон геометрической прогрессии»: совершенствование технологий помогает персоналу увеличить свою производительность, рост производительности приводит к росту зарплаты, поскольку этот критерий учитывается при расчете оплаты труда, у персонала появляется дополнительный стимул к увеличению своей производительности — так постепенно растет эффективность работы всего предприятия.

Важно отметить, что, в отличие от многих компаний, которые после внедрения системы управления складом приходят к решению о сокращении штата складских работников, руководство компании «Уренхольт» выбрало иной сценарий развития. Повысив производительность персонала с помощью современных технологий, компания не сократила сотрудников, а вышла на качественно новый уровень деятельности, увеличив объемы товаропотоков, отгрузки, осваивая новые направления бизнеса.
Во-первых, был изменен график работы склада. После длительных и подробных и общения с персоналом было принято решение, что основная часть сотрудников будет работать в ночную смену, т.е. большая часть работы будет выполняться ночью. Безусловно, это привело к увеличению затрат на оплату труда. Однако эти затраты были компенсированы: текущие заказы комплектуются и отгружаются ночью, попадают на склад или в магазин клиента рано утром, следовательно, увеличивается скорость выполнения заказов и растет лояльность клиентов. Вместе с тем, высвобождается время для обслуживания срочных заказов, которые в большинстве случаев поступают днем. Быстрее происходит доставка и выгрузка товаров. Выбранная модель функционирования склада способствует росту производительности и эффективности работы всей компании.

Новые технологии дали толчок для развития нового направления бизнеса — компания «Уренхольт» стала осваивать рынок услуг ответственного хранения. С момента внедрения WMS и системы голосового управления складом существенно увеличилось количество клиентов, нуждающихся в такого рода услугах. Площадь и техническая оснащенность склада позволяют «Уренхольт» развивать это направление бизнеса, а информационные системы существенно упрощают поддержание высокого уровня оказываемых услуг. Система позволяет формировать регулярные многоаспектные отчеты, предоставлять клиентам достоверную оперативную информацию о товарных запасах.
По прошествии времени стало очевидно, что некогда выбранный компанией «Уренхольт» вектор развития, новая модель управления складскими процессами и технологии принесли достойные результаты.
 

Источник: Журнал "Логистика сегодня" №3(57) июнь 2013

Manhattan SCALE™: Supply Chain Architected for Logistics Execution – современная, функциональная WMS система на платформе .Net.

Manhattan SCOPE ®: Supply Chain Optimization…Planning Through Execution – комплексная WMS система с поддержкой модуля управления цепочками поставок.

Все публикации