Инновации в логистике: взгляд в будущее
КОРУС Консалтинг Manhattan

Лидеры в управлении цепочками поставок и управлении складом

Инновации в логистике: взгляд в будущее

Нужны ли бизнесу инновации? Не нужны ли бизнесу инновации? Об этом известно только самому бизнесу. Оценивать необходимость и проектировать содержание каких-либо технологических новинок для бизнеса можно единственным образом — глядя на ситуацию изнутри. Ни один «ученый муж», всезнающий консультант не сможет дать компании дельного совета о том, какие бизнес-процессы и каким образом надо автоматизировать, пока не изучит в деталях ситуацию конкретного предприятия изнутри.

Исходя из того же тезиса о том, что лучше самого бизнеса никто не знает, что ему надо, мы сделаем еще одно предположение: настоящие инновации (настоящие, значит, по-настоящему ценные, выгодные) рождаются именно «на местах». Наличия денег и желания изобрести что-нибудь эдакое недостаточно для того, чтобы изобретение случилось. Должны быть стимул, мотив (например, выжить в жесткой конкурентной борьбе — чем не стимул?) и понимание сути вещей.

Сегодня мы как раз хотим поговорить об удачном примере воплощения инновационных идей для пользы бизнеса руками самого бизнеса. На наш взгляд, говорить об этом следует на примере действительно «рыночной» отрасли. К одной из таких истинно «рыночных» отраслей мы относим логистику. Что мы подразумеваем под «рыночностью»? Условия, при которых результаты работы бизнеса зависят только от эффективности его деятельности: бизнес не имеет государственной поддержки, на него не влияет сырьевая конъюнктура, он не относится к числу отраслей, производящих товары первой необходимости и пр. Именно так обстоят дела с логистикой. За деятельностью логистических операторов «ничего не стоит»: они никого не кормят, не лечат и не греют. Успех работы зависит исключительно от умения находить и удерживать клиентов, предоставляя им максимально качественный сервис: нашел клиента — живешь; не нашел — закрывайся; нашел, но плохо сделал свою работу — снова закрывайся. Ситуация усложняется также тем, что многие компании привыкли самостоятельно осуществлять хранение и транспортировку товара. Для того чтобы получить нового клиента, часто необходимо сначала убедить его в том, что для него выгодно делегировать эти бизнес-процессы сторонней компании.

В таких условиях постоянно приходится задумываться над тем, как усовершенствовать свою работу, за счет чего можно привлечь и удержать клиентов. Именно в таких условиях бизнес начинает задумываться о новых технологиях, о внедрении информационной системы, другими словами — об инновациях. Приведем в пример работу конкретной компании — Логистического агентства «20А». Без рекламы — только факты.

Логистическое агентство «20А» предоставляет широкий спектр 3pl услуг по хранению и обработке грузов. Для координации всех бизнес-процессов и ресурсов, а также для централизованного управления складом агентство внедрило автоматизированную систему управления складом Manhattan SCALE. При этом компания самостоятельно — без привлечения стороннего ИТ-интегратора — подключает учетные системы своих клиентов к WMS Manhattan SCALE.

Складской технологический процесс распадается на сегментные участки: приемку, комплектацию заказов, дополнительную обработку и отгрузку. Каждый из этих сегментов имеет дополнительное деление. Например, приемка состоит из выгрузки, идентификации грузов, сортировки, приемки в систему, размещения на хранение. WMS-система, внедренная в логистическом агентстве «20А», включает типовые решения для всех складских бизнес-процессов. Однако поскольку при сотрудничестве с каждым конкретным клиентом необходимо учитывать особенности товарной группы этого клиента, требования товаровладельца, во многих случаях типовые решения адаптируются под каждого клиента.

С каждым клиентом настраивается электронный обмен данными за счет встроенной интеграции с ERP-системами Microsoft Dynamics AX, Microsoft Dynamics Nav, SAP R/3, Oracle Retail, JD Edwards, 1C. ИТ-департамент «20А» также провел адаптацию интерфейсов с такими программными продуктами как METI, SCALA.

Кроме того, ИТ-департамент агентства разработал инновационное решение IСклад, которое интегрирует в единое информационную пространство и систему управления складом, и производственные процессы, и средства индивидуальной мобильной связи, в частности, iPad. Разработанное «20А» специальное приложение позволяет клиентам получать разнообразные и наглядные отчеты, через интегрированную систему видеонаблюдения наблюдать за тем, что происходит на складе, находиться на прямой связи с менеджером проекта, иметь доступ в личный кабинет на сайте, общаться с отделом качества, формировать аналитику и даже играть в логистические тетрисы.

Таким образом, новые технологии нужны компании, прежде всего, для того, чтобы получить конкурентные преимущества. И идея оправдывает себя. Во-первых, WMS-система позволяет «20А» более качественно обслуживать своих клиентов. Не просто обеспечивать надежное хранение и своевременную отгрузку товаров, но управлять товаропотоками своих клиентов.

Во-вторых, технологические новинки помогают «20А» преодолевать недоверие клиентов к тому, что они делают с их товарами. Ведь услуги логистического оператора для компании — особенно на первых парах — это «черный ящик». Справиться с таким восприятием можно единственным способом — предоставить он-лайн доступ к максимально полной и достоверной информации. Как мы видели в примере — «20А» решает это с помощью IСклад.

В автоматизации работы логистического оператора есть еще один резон. Для работы склада требуется много персонала “на полу”, который осуществляет операции. Однако рыночная ситуация с рабочей силой постепенно ухудшается (и качественно, и количественно). Обсуждение миграционной политики российского государства не является предметом нашего разговора — упомянем об этом только вскользь. Скажем откровенно: основной приток рабочей силы идет не из русских деревень. Что будет через 10-15 лет — неизвестно. В любом случае, даже если «руки» будут, на каком языке будут говорить эти руки и насколько эффективно удастся выстраивать с ними рабочий процесс — остается под вопросом. Таким образом, внедрение новых технологий, автоматизация логистического бизнеса сегодня — гарантия стабильной работы завтра.

На примере «20А» мы видим еще один аргумент в пользу того, что настоящие инновации порождаются самим бизнесом. Ключевой проект по внедрению WMS-системы компания делала в партнерстве со сторонним ИТ-интегратором (ГК «КОРУС Консалтинг»). Однако дальнейшее подключение клиентов к системе и разработку дополнительных приложений компания оставила за собой. Причина проста — сроки реализации ИТ-проектов. Проведение ИТ-проекта силами собственного ИТ-департамента освобождает компанию от множества формальностей, которых требует сотрудничество с подрядчиками. Следовательно, сроки проекта сокращаются. Это важно: недостаточно делать что-то лучше конкурентов — надо научиться делать это первым. Тогда больше шансов получить устойчивое конкурентное преимущество.

Хорошо. С причинами инноваций разобрались, с примерами тоже. Осталось последнее — и самое важное. Как доказать, что инвестиции в технологические разработки были не напрасны, и инновации способствуют повышению эффективности бизнеса? Здесь подход может быть двояким. С одной стороны, необходимо оценить, насколько новые технологии способствовали развитию самого логистического оператора: удалось ли привлечь новых клиентов, каково соотношение в количестве новых и старых клиентов, помогли ли новые технологии оптимизировать использование собственных мощностей (складских площадей, оборудования), оптимизировать структуру персонала и скорость выполнения складских операций?

Другой подход — оценивать эффективность работы с каждым конкретным клиентом логистического оператора. Результаты такой оценки, то есть результаты подключения клиента к WMS-системе логистического оператора, в каждом случае будут индивидуальны. Такие проекты имеют для клиентов как прямой, так и косвенный экономический эффект. Например, при подключении одного клиента к WMS-системе «20А» качество сборки у него улучшилось на 1,5%. Что произошло с точки зрения экономики отгрузки? Прирост показателя не самый впечатляющий. Однако надо также учитывать, как это повлияло на экономику предприятия, на инвентаризацию, на лояльность собственных клиентов компании-заказчика. Все эти цифры можно рассчитать только под каждый конкретный проект. Агрегированных показателей в данном случае не существует. Очевидно только одно: для принятия управленческих решений и оптимизации затрат очень важно иметь возможность рассчитывать эффективность конкретных проектов. Но это уже выходит за пределы «компетенции» WMS-системы и нашего рассказа. В качестве ремарки: важно помнить об автоматизации управленческого учета и формировании глубокой и детальной аналитики.

Вместо выводов. Нужны бизнесу инновации? Это решать самому бизнесу. Что является «драйвером» инноваций? Рыночные условия и понимание потребностей бизнеса. Кто является исполнителем? Зависит от ситуации, но часто сами пользователи. Можно оценить пользу инноваций? Да, но подходы могут быть разные. И главное — только понимая, зачем нужны те или иные технологические новинки, можно приступать к их воплощению. Иначе любая инновация может оказаться пустой тратой денег.

Евгений Евдокимов, старший консультант департамента "Логистика", ГК "КОРУС Консалтинг"

Источник: Инфопортал LogLink.ru

Manhattan SCALE™: Supply Chain Architected for Logistics Execution – современная, функциональная WMS система на платформе .Net.

Manhattan SCOPE ®: Supply Chain Optimization…Planning Through Execution – комплексная WMS система с поддержкой модуля управления цепочками поставок.

Все публикации